Записки древлеправославного неформала... (neclud) wrote,
Записки древлеправославного неформала...
neclud

Categories:

Программа старообрядческой конференции в Киеве.

Посольство Российской Федерации в Украине
Представительство Россотрудничества в Украине

Комиссия по исследованию старообрядчества
при Международном комитете славистов
Одесский национальный университет
им. И.И.Мечникова
кафедра археологии и этнологии Украины
КУ «Измаильский архив»
Киевское национально-культурное общество
старообрядцев-липован
Национально-культурная организация
староверов-липован «Киевская Русь»
Областная общественная организация
«Возрождение источников»
Русское общество Черниговской области «Русичи»



РУССКОЕ СТАРООБРЯДЧЕСТВО В УСЛОВИЯХ
МНОГОЭТНИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА:
ИСТОРИЯ, КУЛЬТУРА, ТРАДИЦИИ


Международная научная конференция,
посвященная 300-летию основания
русских старообрядческих поселений
на Украине и 65-ой годовщине Победы
в Великой Отечественной войне


22–24 октября 2010 г.
Киев, 2010





ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КОМИТЕТ
А.А. Пригарин, кандидат исторических наук, доцент кафедры археологии и этнологии Украины Одесского национального университета им. И.И. Мечникова (тел. 0505691067)
Л.Н.Свинцова, председатель Киевского национально-культурного общества старообрядцев-липован (тел. 0675075340)
Общий план конференции
21 октября.
Заезд в г. Киев в гостиницу Института подготовки кадров (ул. Лукьяновская, 65/67; трамвай от ж.-д. вокзала № 18 или маршрутное такси 18; остановка «Солянная»).
22 октября.
9.00 – 10.30. Регистрация участников в Россотрудничестве (ул. Борисоглебская, 2).
11.00 – 14.00. Открытие конференции. Пленарное заседание.
14.00 – 15.30. Экспозиция выставки музея традиционной старообрядческой бытовой культуры с. Добрянки.
15.30 – 18.00. Секционные заседания.
18.15. Презентации:
Липоване: история и культура русских старообрядцев. Сборник исследований и материалов / Ред.-сост. А.А. Пригарин. – Измаил-Одесса, 2010. - Выпуск VІI.
Судьба старообрядчества в ХХ – начале ХХІ вв.:
история и современность. Сборник научных трудов и материалов / Отв. ред.
и состав. С. В. Таранец. – Киев–Винница, 2010. – Вып. 4.
Старообрядчество в России (ХVII-ХХ века) / Под ред. Е.М. Юхименко. - М.: "Языки русской культуры", 2010. - Вып.4.
Аторин Р. Священномученик протопоп Аввакум: жизнь, вера и учение. - Белгород, изд-во "Везелица", 2010.
Аторин Р. Проблема брадобрития в православной традиции. – М.: "Археодоксия", 2009.
Пригарин А.А. Русские старообрядцы на Дунае: формирование этноконфессиональной общности в конце ХVIII – первой половине ХІХ вв. - Одесса-Измаил-Москва: «Смил» - «Археодоксiя», 2010.
и других изданий.
23 октября.
10.00 – 12.00. Работа секций
12.00 – 13.00. – Заседание Комиссии по изучению старообрядчества при Международном комитете славистов.
13.00 – 14.00. Перерыв на обед.
14.00 – 18.00. Работа секций.
19.00 –
24 октября.
Посещение Успенской церкви РПСЦ (ул. Почайнинская 26).
11.00 – 13.00. Подведение итогов. Закрытие конференции.
13.00. – Дружеский обед и экскурсия по городу Киеву
Регламент заседаний
Доклад на пленарном заседании – 20 минут
Доклад на секционном заседании – 15 минут
Время для вопросов после доклада – 5 минут
Выступления в прениях – 5 минут

22 октября.
Открытие конференции – 11.00.
Приветствия:
Преосвященнейшаго Савватия, епископа Киевскаго и всея Украины.
Лоскутова В.В., советника-посланника Посольства Российской Федерации в Украине.
Власенко Ольги Ивановны, начальника Главного Управления по делам национальностей и религии Киевской городской госадминистрации.
Проваторова Сергея Германовича, председателя объединения русских
организаций "Русское содружество"
Свинцовой Людмилы Николаевны, председателя Киевского национально-культурного общества старообрядцев-липован
Пленарное заседание 11.30 – 14.00.
Председатели Л.Л. Касаткин и А.А. Пригарин
Поздеева Ирина Васильевна (доктор исторических наук, профессор, Москва). Традиционная культура русского старообрядчества: задачи, возможности и методы изучения.
Чижова Любовь Владимировна (к.и.н. директор культурных и образовательных программ Представительства Россотрудничества в Украине). Перспективы сохранения наследия старообрядчества в современном мире.
Гжибовский Стефан (доктор наук, профессор, Торунь). Судьбы русского старообрядческого говора в Польше.
Касаткин Леонид Леонидович (доктор филологических наук, профессор, Москва). Прародина старообрядцев села Кунича Флорештского района Молдавии по данным их говора.
Таранец Сергей Васильевич (кандидат исторических наук, Киев). Старообрядчество и российское революционное движение (конец ХІХ – начало ХХ вв.).
Никитина Серафима Евгеньевна (доктор филологических наук, Москва). О сравнительном исследовании концептов конфессиональных культур (на материале старообрядческих и молоканских фольклорных текстов).
Керов Валерий Всеволодович (доктор исторических наук, профессор, Москва). Взаимоотношения с иноверцами в старообрядческой деловой культуре.
Пригарин Александр Анатольевич (кандидат исторических наук, доцент, Одесса). «Липоване»: опыт бытования этнонима в академической и общественной практике.

22 октября.

Секционные заседания 15.30 – 18.00.

Секция 1. Источники по изучению старообрядцев
Председатели В.И. Осипов и С.В. Таранец
Аторин Роман Юрьевич (Москва). Проблема церкви и власти в сочинениях протопопа Аввакума и патриарха Никона.
Осипов Виктор Иванович (генеральный директор Центра по изучению истории и культуры старообрядчества имени боярыни Ф.П. Морозовой, Боровск). Старообрядчество на территории Украины и Румынии по материалам конференции «Старообрядчество: история, культура, современность».
Фёдорова Алла Фёдоровна (доцент, кандидат исторических наук, Одесса). Некоторые направления переписки Феодора Мельникова (1930 – середина 1940-х годов).
Любич Павел Александрович (Кишинев). Книга о расходах и приходе при строительстве храма с 1882 по 1892 год в г. Кагуле как источник сведений о старообрядческой общине этого города.
Бутакова Елена Андреевна (Киев). Документы КУ «Измаильский архив» по изучению внутренней и внешней миграции старообрядцев в ХІХ в.
Наумлюк Антон Александрович (кандидат исторических наук, доцент, Нижний Новгород). Центр старообрядчества на Иргизе: новые источники.
Майоров Роман Александрович (кандидат исторических наук, Москва). Московский старообрядческий институт накануне Первой мировой войны.
Галкина Алла Васильевна (Измаил). Вилково в 1941 г.: обзор материалов фонда примарии Измаильского архива.


Секция 2. Лингвистические характеристики старообрядческих говоров
Председатели М. Глушковски и О.Г. Ровнова

Касаткина Розалия Францевна (доктор филологических наук, Москва). Особенности языковой интерференции в говорах старообрядцев штата Орегон США.
Виноградова Ольга Владимировна (кандидат филологических наук, доцент, Москва). Новая жизнь этических традиций в разговорной речи липован Украины и Румынии.
Кюльмоя Ирина Павловна (кандидат филологических наук, профессор, Тарту). О некоторых особенностях синтаксиса говора староверов Эстонии.
Паликова Оксана (Тарту). «Скажи круглое словечко» (язык в частных записях староверов Эстонии).
Пасько Дорота (кандидат наук, Торунь). Проблема ударения в русском говоре старообрядцев живущих в Польше.
Глушковски Михал (кандидат наук, Торунь). Факторы способствующие сохранению средневеликорусских диалектных черт в языке польских старообрядцев.
Ровнова Ольга Геннадьевна (кандидат филологических наук, Москва). Современная старообрядческая рукопись из Южной Америки: исторический и лингвистический аспекты.



23 октября

Секционные заседания 10.00 – 12.00.

Секция 3. Старообрядцы и глобализация:
судьбы ревнителей «древнего благочестия» в современных условиях
Председатели Е.С. Данилко и П.А. Донцов

Данилко Елена Сергеевна (доктор исторических наук, Москва). Старообрядчество среди мордвы и чувашей Урало-Поволжья: история и современное состояние.
Коч Светлана Вадимовна (кандидат политических наук, доцент, Одесса). Современные формы репрезентации старообрядчества.
Болученкова Анна Алексеевна (доктор исторических наук, доцент, Кишинев). Особенности менталитета современных старообрядцев республики Молдова.
Русанов Юрий Анатольевич (кандидат исторических наук, доцент, Чернигов). Старообрядцы на Черниговщине: этнодемографические особенности.
Широков Сергей Иванович (Славянск-на-Кубани). Глобализация в старообрядческой среде.
Сморгунова Елена Михайловна (кандидат филологических наук, Москва). К 100-летию со дня кончины епископа Уральского Арсения.
Донцов Пётр Артёмович (Кишинев). Современные вызовы старообрядчеству.
Бабичев Никола (Житомир). Староверие: вчера и сегодня.
Cеребрянникова Наталья Ивановна (кандидат исторических наук, Одесса). Социальный и экономический успех в старообрядческой среде: город vs село.
Свинцова Людмила Николаевна (Киев) Потенциал культурной адаптации старообрядцев, реализовавшийся в процессе расселения их по территории Украины.
Петров Сергей Петрович (Киев) Староверы на перекрестке времен.


Секция 4. Выразительность культурно-бытовых традиций старообрядцев
Председатели С.А. Инникова и Н.И. Серебрянникова

Липинская Виктория Анатольевна (доктор исторических наук, Москва). Кичка – сорока – сборник.
Космина Тамара Владимировна (кандидат исторических наук, Киев). Предметная среда старообрядцев Подолья.
Инникова Светлана Александровна (кандидат исторических наук, Москва). Хозяйство липован Молдово-Буковинского региона в ХХ веке.
Зюлковска Магдалена (Торунь, Польша). Старообрядческие некрополи в Польше.
Горбунов Юрий Евгеньевич (Одесса). Иконы «липованских писем»: опыт историко-художественной характеристики.
Мальцева Дарья (Печчоли, Италия). Четырехчастная икона 1879 г.: к вопросу об интерпретации сюжета «Лоно Авраамово».
Гриднева Наталья Викторовна (Одесса). «Липованские иконы» в собрании Одесского муниципального музея личных коллекций им. А.В. Блещунова.

Секционные заседания 14.00 – 18.00.

Секция 4. Выразительность культурно-бытовых традиций старообрядцев
Председатели А.А. Плотникова и С.В. Коч

Плотникова Анна Аркадьевна (доктор филологических наук, Москва). Представления о природе в традиционной народной культуре старообрядцев Румынии.
Узенёва Елена Семёновна (кандидат филологических наук, доцент, Москва). Народная мифология в традиционной культуре старообрядцев Болгарии.
Королёва Елена Евгеньевна (доктор филологических наук, профессор, Даугавпилс). Староверческий бес (по материалом говоров староверов Латгалии).
Савельева Ирина Анатольевна (Москва). Системные связи в фольклорных традициях дунайских старообрядцев.
Черкашин Александр Леонтьевич, Ляшко Мария Владимировна (Харьков). Роль купцов-старообрядцев в экономической и общественно-политической жизни города Харькова в XIX в.
Арефьева Алла Генриховна (Одесса). Стереотипное восприятие «старовера» (на материалах Бессарабии).
Душакова Наталья Сергеевна (Кишинев). Жилище старообрядцев как текст об их духовной культуре.
Мацнев о.Сергий (Москва). Наречное пение – две традиции.
Гаврюшина Лидия Константиновна (кандидат филологических наук, Москва). Традиции и нынешняя жизнь липованского села Мануйловка (по рассказам жителей и впечатлениям собирателя).
Кадочников Олег Петрович (кандидат филологических наук, Винница). Опыт систематизации историко-литературных материалов экспедиций в старообрядческие села Винничины.

Секция 5. Исторические судьбы старообрядчества в различных регионах Евразии
Председатели А.В. Апанасёнок и А.И. Федорова

Мильчев Владимир Иванович (кандидат исторических наук, доцент, Запорожье), Сень Дмитрий Владимирович (доктор исторических наук, Ростов-на-Дону). «С Кубани в Анатолию и дале на Дунай»: миграции некрасовцев в 1778–1785 гг.
Андреева Светлана Серафимовна (кандидат исторических наук, доцент, Херсон). О проекте перехода в российское подданство части некрасовцев в 1770-х гг.
Трушкова Ирина Юрьевна (доктор исторических наук, профессор, Вятка). Специфика истории центров старообрядческой культуры в Вятском регионе в XIX – начале XXI вв.
Варварич о. Леонтий (Черновцы). История постройки храма Успения Богородицы Белой Кринице.
Алгинин Александр Николаевич (Чернигов). Екатерининский тракт через старообрядческую Добрянку – связующая нить славянства.
Абакумова-Забунова Наталья Васильевна (кандидат исторических наук, Кишинев). Из истории Серковского старообрядческого монастыря и его связей с монастырями Белой Криницы, Куренёвки и др. (ХVIII – первая половина ХIХ вв.).
Кучеренко Ирина Фёдоровна (кандидат исторических наук, Измаил). Внутриполитические условия создания и становления Измаильской старообрядческой епархии в середине ХІХ в.
Савостьянова Ольга Петровна (Коломенское). Сведения о старообрядческих моленных Нагатинской волости Московского уезда в конце XIX – начале ХХ века.
Еремеев Павел Викторович (Харьков). Старообрядческие толки и согласия на Харьковщине в 1825–1855 гг.: численность и локализация (по материалам Канцелярии харьковского губернатора).
Агеева Елена Александровна (Москва). Старообрядческая жизнь начала ХХ века в переписке херсонского протоиерея о. Петра Ивановича Матасова.
Кожурин Кирилл Яковлевич (кандидат философских наук, доцент, Санкт-Петербург). Старообрядческие духовные центры русско-польского пограничья: история и современность.
Дутчак Елена Ерофеевна (доктор исторических наук, профессор, Томск). Крестьянская община и таежный скит: формула притяжения.
Лунева Ольга Константиновна (Измаил). Липованские села Придунавья и начальный этап советизации.
Апанасёнок Александр Вячеславович (кандидат исторических наук, доцент, Курск), Апанасёнок Елена Сергеевна (Курск). «Осколки старого мира» в социалистической деревне: курские старообрядческие общины в 1920-е – 1960-е гг.
Агафоновна Надежда Васильевна (кандидат исторических наук, доцент, Одесса). «Прочтение этнонима «липоване» в историко-культурологической ретроспективе»

24 октября 11.00.
Подведение итогов и закрытие конференции
Tags: Украина, конференция, старообрядчество
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments