Записки древлеправославного неформала... (neclud) wrote,
Записки древлеправославного неформала...
neclud

100 лет назад...«Бей москалей, спасай Буковину!»

В память о Первой Мировой...тут, на Балканах (где я сейчас нахожусь) о ней хорошо помнят...

Оригинал взят у mu_pankratov в 100 лет назад...«Бей москалей, спасай Буковину!»
«Бей москалей, спасай Буковину!»
Рассказ старообрядческого митрополита Белокриницкого Макария (Лобова) о пребывании в австрийском плену. Беседа с корреспондентом газеты «Биржевые ведомости, 1915 год.


Белокриницкий митрополит Макарий о своих мытарствах в Буковине.



Вчера в 9 час. утра прибыл в Петроград старообрядческий митрополит Макарий. Владыка в начале поста вынужден был уехать из Буковины вследствие жестокого гонения на него и преследований со стороны австрийских властей.
По выезде из Буковины владыка 3 дня пробыл в Киеве, а затем около четырех недель жил в Москве. Петроград митрополит Макарий решил посетить благодаря настойчивым просьбам здешних старообрядцев, пожелавших видеть владыку.
Митрополит остановился у местного старообрядческого епископа владыки Геронтия на Громовском кладбище.
Чувствует митрополит в настоящее время себя плохо, его здоровье значительно ослабело после перенесенных потрясений и страданий, нравственных и физических. Он осунулся, похудел, лицо у него измученное, глаза скорбные.
Когда я приехал на Громовское кладбище, владыка спал, утомившись после дороги. Епископ Геронтий мне сказал, что владыка, прибыв с вокзала, осмотрел храм и, поговорив очень недолго, отправился почивать, чувствует себя нездоровым, слабым и уставшим. Но во время нашей беседы владыка проснулся и вышел ко мне.
О своих мытарствах в Буковине он рассказал следующее.
Село, в котором он жил, Белая Криница, два раза переходило из рук в руки. Когда русские продвинулись к реке Середе, протекающей в семи верстах от Криницы, под гром наших орудий австрийцы стали производить обыски у старообрядцев, живущих в Белой Кринице и соседних селах. Обыск был также сделан и у митрополита Макария.
5 октября (1914 года. – В.Б.) его арестовали и под усиленным конвоем направили в город Радоуц.
Митрополит приехал туда к вечеру. На ночь его поместили в австрийские казармы. Ему велели ложиться спать на полу на грязной соломе, рядом с ним улеглись два вахмистра, а у окна был поставлен часовой.
Наутро владыку повели на допрос к коменданту города. Митрополита обвиняли в том, что он якобы скрывал на монастырской колокольне русских, преимущественно казаков, и в подстрекательстве старообрядцев против австрийцев.
Комендант обошелся с митрополитом весьма грубо, кричал на него, топал ногами и грозил непрестанно:
– Сейчас вас расстреляю!.. Старообрядцев всех вырежу!... Белую Криницу да и другие старообрядческие села сожгу!..
После допроса владыку, опять-таки под усиленным конвоем, привезли в какой-то пустой, сырой, холодный дом и заперли в нетопленой комнате, поставив у дверей стражу. Здесь продержали его трое суток, причем владыка питался только черствым хлебом, переданным ему одним старообрядцем.
На четвертый день владыке объявили:
– Будет второй допрос… Собирайтесь немедленно…
Солдаты его грубо вывели на улицу, велели сесть на простую телегу, привезли на казарменный двор и оставили под открытым небом на телеге на несколько часов. Эти часы владыке особенно памятны.
Его окружила толпа австрийцев, солдат и всякой голытьбы, среди которой находились и мужчины, и женщины, и дети. Толпа всячески издевалась над митрополитом. Владыке плевали в лицо, замахивались на него палками и кнутовищами и дико вопили:
– Иуда!.. Предатель!.. Фарисей!..
После вторичного допроса комендант заявил:
– Ну, теперь мы москалей побили, а потому даю вам свободу…
Митрополит Макарий был отпущен, но в покое его не оставили. В монастыре постоянно производились обыски австрийцами. Солдаты врывались в монастырь толпой с дикими криками:
– Где москали?.. Подайте нам москалей!..
Москалей искали всюду: и в покоях у владыки, и в келиях, и в монастырских церквах, и на колокольне.
Монахов толкали, владыке говорили грубости и, потрясая оружием, вопили:
– Где москали? Где москали?
Австрийские власти митрополита Макария подозревали не только в укрывательстве русских. На него взводили еще целый ряд всяческих обвинений, часто удивительно нелепых. Например, говорили, что он по ночам сигнализирует русским фонарем с колокольни…
Перед вторичным отступлением русских из Буковины черновицкий губернатор Евреинов посоветовал митрополиту Макарию оставить Буковину и предложил ехать в Россию вместе с ним.
Владыка принял этот совет и уехал.
В Петрограде он пробудет несколько дней, а отсюда отправляется обратно в Москву, где предполагает остаться до конца войны.
– Впрочем, быть может, уеду и раньше, – сказал он в заключение. – Когда австрийцев подальше загонят.

В. Унковский

Биржевые ведомости. Вечерний вып. 1915. №14727 от 14 марта. С. 4.





п.с. низкий поклон и огромная благодарность за архивный материал- В. Боченкову.

Tags: Австро-Венгрия, Белокриницкая Митрополия, перепост, староорядчество
Subscribe

  • Аборт-убийство...

    Я часто в политике не согласен с Натальей Макеевой, но тут спорить не о чем! Кума говорит великолепно! Спаси Христос, Наташа!!! Глубоко и просто!…

  • "Об Агафье Лыковой-из первых уст"

    Вчера на Рогожском прошла встреча "Об Агафье Лыковой-из первых уст". Особенно были интересны воспоминания митрополита Корнилия и…

  • С Благовещением Пресвятой Богородицы!

    Дорогие друзья! С Благовещением Пресвятой Богородицы! Уникальный день был сегодня... после "пандемии" наслаждаюсь такими насыщенными днями!…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment