Записки древлеправославного неформала... (neclud) wrote,
Записки древлеправославного неформала...
neclud

Category:

Старообрядцы в Уганде

Отец Никола Бобков рассказывает "НГ-религии" о положении старообрядцев в Уганде:
Оригинал взят у nbobkov в Интервью
Всех с настуающими праздниками Вознесения и св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
Когда был в Москве на Совете Митрополии, то заодно поговорил с корреспондентом "НГ религия" об Уганде.
http://www.ng.ru/problems/2015-05-20/5_africa.html

Перед публикацией текст был проверен одним из протоиереев РПСЦ.

Старообрядцы в сердце Африки

В «древлем православии» угандийцев привлекает бескомпромиссный отказ от экуменизма

Тэги: уганда, старообрядцы, африка, староверы, древлеправославие




уганда, старообрядцы, африка, староверы, древлеправославиеСвященник Никола Бобков знакомит общину в Кампале со староверием. Фото священника Алексея Лопатина

У ревнителей русского старообрядчества недавно обнаружились единоверцы в Центральной Африке, на берегах великого озера Виктория. Чем старая вера оказалась так привлекательна для народов банту и как они наладили связь с далекой Москвой, обозревателю «НГР» Владиславу МАЛЬЦЕВУ рассказал священник Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ) Никола БОБКОВ.

– Отец Никола, как в Уганде появилась старообрядческая община?

– В конце 20-х годов прошлого века один из местных членов Англиканской церкви, задавшись вопросом о разделении христиан на католиков, протестантов и так далее, обратил внимание в словаре на выражение orthodoxy, то есть православие. Начал интересоваться, что это такое, и узнал, что это Церковь, сохраняющая чистоту христианской религии. Этот человек и еще трое также интересовавшихся истинной верой угандийца обратились с письмом в Александрийский патриархат, но жили они далеко, и никто им тогда не ответил. Так что в итоге они просто ушли из Англиканской церкви и создали новую, привлекая в нее своих знакомых. Однако православие они, изучая самостоятельно, понимали по-своему и, по сути, были близки к греко-католикам.

А в 1950-е годы произошел такой случай: в Уганде находился греческий бизнесмен, у которого родился сын, и он, узнав, что там есть православные храмы, обратился туда для крещения ребенка. Но в ходе обряда он отметил: «Ребята, крестите-то вы как-то не так!» По возвращении домой он обратился в Александрийский патриархат, и те прислали в Уганду своего архимандрита, который прожил в стране несколько лет, приводя жизнь местных православных к ортодоксии. Он достиг весьма достойных результатов, судя по тому, что в наши дни количество православных в Уганде оценивается цифрой от 1 до 2 миллионов, у них есть митрополит и около 30–40 священников, все из местных.

Община угандийцев обрела в 1950-е годы и священников из числа местных верующих, которые прошли обучение в греческих монастырях и были рукоположены архиепископом Александрийского патриархата, присланным для окормления африканских неофитов. Местные священники затем перевели православное богослужение и церковные книги с греческого на язык луганда, на котором в основном и говорят те угандийцы, которые составили православную общину.

Однако некоторых верующих не устраивали новостильный календарь и экуменическое общение с другими Церквами, принятые в Александрийском патриархате. Молитвенные действия с католиками и англиканами, которые совершали приезжавшие в Уганду греки, привели верующих к необходимости поиска большей чистоты православия. Лидером этой группы был протопресвитер Иоаким Кийимба, сын священника и внук местного епископа. Поскольку отец Иоаким в 1970-е годы учился в медицинском институте в Ленинграде, он был наслышан об экуменической деятельности митрополита Никодима (Ротова), так что к РПЦ они решили не обращаться. Он и его прихожане искали с начала 1990-х годов Церковь, следующую старому стилю и не участвующую в экуменическом движении, в различных старостильных греческих синодах, сменив несколько деноминаций, но поняли, что и там везде не все гладко, и в 2012 году обратились к митрополиту Корнилию (митрополит Московский и всея Руси Корнилий (Титов), предстоятель РПСЦ. – «НГР») с письмом, прося о помощи. Завязалась переписка, и в 2013 году они перешли под окормление Московской митрополии Русской православной старообрядческой церкви. В мае 2013 года прибывший в Москву протопресвитер Иоаким Кийимба был принят в нашу Церковь «в сущем сане», а затем в Уганду были направлены  делегации старообрядческого духовенства и мирян, которые являются специалистами в различных областях (врач, строитель), с целью помочь в организации жизни местных единоверцев. Я как священник обучал их двоеперстному крещению, земным поклонам и так далее.

Такой поиск истинной Церкви, очевидно, присущ многим угандийцам. Например, отец Иоаким мне рассказывал о действующей на одном из островов на озере Виктория общине африканцев, принадлежащей к Русской православной церкви за рубежом.

– Что собой представляет сейчас старообрядческая община Уганды?

– После ухода из Александрийского патриархата им все пришлось начинать с нуля, но сейчас у общины уже есть один действующий храм в пригороде столицы страны Кампалы и еще два строящихся. Число прихожан – около 200. К сожалению, в данный момент у них нет священника – протопресвитер Иоаким Кийимба скончался в конце января с.г., а подготовить себе на замену кого-то из паствы он не успел. Сейчас обсуждается, как привезти в Россию двух кандидатов, которые получат необходимое для священничества образование и отправятся домой нести свое служение. Жители Уганды вообще нечасто выезжают за границу, в том числе по материальным соображениям, бедность там пока господствует. Большинство угандийцев живут очень бедно, и наши единоверцы там – не исключение. Медицинское обслуживание там слабое, люди в глубинке  буквально умирают, не имея возможности получить помощь врача. Так как отец Иоаким получил в свое время в СССР медицинское образование, он создал в Кампале медицинское училище для местных сирот, которые затем посещали деревни, помогая людям, а попутно рассказывали им о своей вере. Здание для этого училища прихожане отца Иоакима строили своими силами, и за несколько десятков лет воздвигли и оснастили всем необходимым трехэтажное кирпичное здание. Там они хотят открыть и полноценные курсы для медсестер. Возможно, будут открыты также курсы русского языка для членов общины.

– Привносят ли угандийцы в православную обрядность какие-то местные традиции?

– Не видел, но не удивлюсь, если они обнаружатся. У них есть сильный трепет перед Священным Писанием. Даже в обычной жизни стараются отказаться от каких-то остатков язычества. Обязательно платят церковную десятину, правда, чаще всего продуктами – кто-то приносит связку бананов, кто-то плоды хлебного дерева и т.д. Один из членов общины, местный умелец, писал безвозмездно иконы и фрески для храма в пригороде Кампалы.

– Каковы перспективы расширения африканского старообрядчества?

– Прежде чем говорить о расширении, необходимо провести техминимум по обучению и навыкам устоявшейся группы, наладить постоянные контакты, найти возможность местным старообрядцам систематически бывать в России, чтобы посещать духовные центры древлеправославия. Пока речь идет не о расширении, а сохранении достигнутого. Без этого миссия не имеет смысла. Для нашей Церкви это тоже серьезное испытание.



Tags: РПсЦ, перепост, старообрядчество
Subscribe

  • Старообрядческие лекции 27.10.2021.

    Дорогие друзья! 27 октября 2021 года в Вечерней школе (на Катехизических курсах для взрослых) при старообрядческом храме свт. Николы у Тверской…

  • Постановления Освященного Собора РПСЦ 2021 года

    Постановления Освященного Собора Русской Православной Старообрядческой Церкви 2021 град Москва, 19-20 октября 2021 года *** 1. Рассмотрение…

  • Арбузное настроение:)

    Мой прадед Сергей Васильевич любил говорить:"Я не настолько богат, чтоб покупать дешевые вещи!" Прадед начал работать "мальчиком" в обувном магазине…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments