Записки древлеправославного неформала... (neclud) wrote,
Записки древлеправославного неформала...
neclud

«Старообрядческие общины постсоветского пространства и Европейского Союза»

Вчера участвовал в Международной научно-практической конференции «Старообрядческие общины постсоветского пространства и Европейского Союза: ,,русский мир” перед лицом современных вызовов» (через zoom). Выступил с докладом "Староверы-поповцы в странах Балтии". Получился очень солидный международный научный форум! Выступали представители научных центров и религиозных общин России, Болгарии, Латвии, Литвы, Молдавии, Украины, Эстонии, Японии.

Приведу программу: Центр по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН

Исторический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова

Институт русского языка им. В.В. Виноградова РАН, Комиссия по исследованию старообрядчества при Международном комитете славистов

Международная научно-практическая конференция

Старообрядческие общины постсоветского пространства и Европейского Союза: «русский мир» перед лицом современных вызовов (к 400-летию протопопа Аввакума)

Место проведения: Институт Европы РАН

Дата: 28.10.2020

Начало конференции: 11.00

Цель конференции:

В 2020 г. исполняется 400 лет со дня рождения протопопа Аввакума – крупнейшего представителя отечественной общественно-политической мысли, писателя, идеолога старообрядчества. Значимость этой личности не только в истории его жизни, страданий, борьбы за своё понимание судеб Отечества и упорстве его последователей, но и в том, что старообрядчество, вышедшее из недр раскола русской церкви ХVII в., существует поныне, активно развивается, взаимодействует с властью, государством и обществом.

Ещё в ХVII в. последователи протопопа Аввакума ставили вопросы о путях развития России в мире, возможности и условиях её лидерства, об отношениях между властью и обществом, религией и властью, правом на свободу вероисповедания, свободу совести и убеждений. Все эти вопросы продолжают оставаться актуальными и сегодня. Отлучение последователей старой веры от церкви, их преследования со стороны государства привели к их массовой миграции как внутри страны, так и за её пределы. Эти гонения, то усиливаясь, то ослабляясь, продолжались более трёхсот лет и привели к появлению старообрядческих общин далеко за пределами их исторической Родины. Сегодня старообрядчество – крупнейшая русская религиозная диаспора, общины старообрядцев разных согласий, большие и малые, есть в Европе, Азии, Америке, Австралии, Африке. Все они соотносят себя с исторической Родиной – Россией. Всеми силами сохраняют родной язык, вероисповедные, хозяйственные и бытовые традиции.

Во всех постсоветских странах и странах Евросоюза, где есть старообрядческое религиозное меньшинство, складываются разные модели их отношений с органами государственной власти, межобщинные и межцерковные отношения. У старообрядческих общин ближнего и дальнего зарубежья в целом устойчивая симпатия к исторической родине России, но, во многом, разные ожидания в отношении поддержки русскоязычных диаспор и русской культуры за рубежом. Последние десятилетия Правительство РФ активно поддерживает многие старообрядческие историко-культурные центры, выделяя средства на их восстановление и реставрацию. Принят ряд решений о переселении зарубежных старообрядцев на родину, существует грантовая государственная поддержка многих культурных и социальных инициатив старообрядческого сообщества. В целом можно сказать, что современное старообрядчество в России, ближнем и дальнем зарубежье находится в сложном поиске самоопределения себя в современности. В основе этого самоопределения – сохранение своей религиозной и социокультурной идентичности. Поэтому цель Международной научно-практической конференции – обсудить взаимоотношения современного старообрядчества с новым глобальным миропорядком, государствами, гражданами которых они являются, систему общественно-политических и культурных связей с исторической родиной Россией, взаимодействие старообрядческих общих всего мира между собой, возникающие проблемы государственно-конфессиональных отношений и особенности их регулирования на уровне конкретных стран.

К участию в конференции приглашаются учёные, специалисты в области государственно-конфессиональных отношений, представители старообрядческих общин. Мы надеемся на живое обсуждение жизни современных старообрядцев России, ближнего и дальнего зарубежья.

Основные докладчики (20 минут):

Модератор – Ольга Константиновна Шиманская

1. Роман Николаевич Лункин – д.полит.н., заместитель директора Института Европы РАН, руководитель Центра по изучению проблем религии и общества, главный редактор журнала «Современная Европа» (Москва)

Современное старообрядчество как вызов православию

2. Аторин Роман Юрьевич – к.филос.н., доц. кафедры Фундаментальных правовых и гуманитарных дисциплин МФПУ «Синергия». Руководитель информационно-издательского отдела Русской Православной Старообрядческой Церкви

Религиозная метафизика протопопа Аввакума

3. Александр Анатольевич Пригарин – д.и.н., проф., Одесский национальный университет им. И.И. Мечникова, член Комиссии по исследованию старообрядчества при Международном комитете славистов (Украина).

Старообрядцы Украины и «русская идентичность» в условиях актуальных вызовов: послесловие одного переименования»

4. Екатерина Анастасова – доц., д-р, Институт этнологии и фольклористики с Этнографическим музеем Болгарской академии наук, член Комиссии по исследованию старообрядчества при Международном комитете славистов (Болгария).

Староверы Болгарии: динамика развития религиозной культуры (1990–2020)

5. Наталья Викторовна Литвина – зав. межкафедральной археографической лабораторией исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, член Комиссии по исследованию старообрядчества при Международном комитете славистов (Москва).

Современные старообрядческие архивы: проблемы и задачи

6. Ольга Геннадьевна Ровнова – к.ф.н., старший научный сотрудник Института русского языка РАН, председатель Комиссии по исследованию старообрядчества при Международном комитете славистов (Москва).

Программа переселения соотечественников в Россию и старообрядцы Латинской Америки

7. Наталья Сергеевна Душакова – к.и.н., старший научный сотрудник РАНХиГС, член Комиссии по исследованию старообрядчества при Международном комитете славистов (Москва).

Интернет как (не)нейтральная платформа: обсуждение новых норм и практик формирования старообрядческого онлайн-пространства

8. Ольга Константиновна Шиманская – к.филос.н., доц., старший научный сотрудник Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН, научный редактор журнала «Современная Европа» (Москва).

Старообрядцы в условиях пандемии коронавируса 2020 г.

Миграции старообрядцев

(выступление 10 минут)

Модератор – Ольга Геннадьевна Ровнова

9. Оксана Петровна Федирко – д.и.н., проф., Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока Дальневосточного отделения РАН (Владивосток).

Медиатизация образа старообрядческих групп переселенцев из-за рубежа на современном российском Дальнем Востоке.

10. Александр Валерьевич Костров – д.и.н., проф. Иркутского государственного университета, член Комиссии по исследованию старообрядчества при Международном комитете славистов (Иркутск).

Современная миграция старообрядцев из Казахстана на территорию Прибайкалья

11. Елена Сергеевна Данилко – д.и.н., профессор РАН, зав. Центром визуальной антропологии Института этнографии и антропологии РАН, член Комиссии по исследованию старообрядчества при Международном комитете славистов (Москва).

Старообрядцы из Казахстана и Средней Азии в юго-восточных областях России

12. Илья Андреевич Мельников – к.культурологии, старший научный сотрудник Новгородского государственного объединенного музея-заповедника (Великий Новгород).

Современное состояние старообрядчества в Киргизии

Старообрядчество стран Балтии и Республики Беларусь

(выступление 10 минут)

Модератор – Наталья Викторовна Литвина

13. Павел Григорьевич Варунин – председатель Союза старообрядческих общин Эстонии, Общества культуры и развития староверов Эстонии, член Комиссии по исследованию старообрядчества при Международном комитете славистов (Эстония).

Современное состояние старообрядчества в Эстонии

14. Пётр Петрович Алексеев – директор Института старообрядчества им. И.Н. Заволоко (Латвия).

Современное состояние старообрядчества в Латвии

15. Надежда Морозова – PhD, ведущий научный сотрудник, Институт литовского языка (Литва).

Современное состояние исследований староверия стран Балтии

16. Алексей Александрович Безгодов – председатель Новгородской старообрядческой общины ДПЦ, заместитель председателя Российского Совета ДПЦ (Великий Новгород).

Современное старообрядчество Белоруссии»

17. Алёна Александровна Стороженко – к.и.н., проректор по внеучебной работе и социальным вопросам Тувинского государственного университета (Кызыл).

Переселение староверов из Прибалтики в Сибирь в конце XIX – начале ХХ вв.

18. Роман Александрович Майоров – к.и.н., сотрудник Государственного исторического музея, член Комиссии по исследованию старообрядчества при Международном комитете славистов (Москва).

Старообрядцы-поповцы стран Балтии

Старообрядчество Республики Молдова

(выступление 10 минут)

Модератор – Наталья Викторовна Литвина

19. о. Андрей Вознюк – благочинный Кишинёвской и всея Молдавии епархии РПСЦ и старообрядческой общины Покрова Пресвятой Богородицы г. Кишинёва (Республика Молдова).

Современная ситуация в старообрядческих приходах Молдовы

20. о. Андрей Костромин – настоятель старообрядческого прихода РПСЦ г. Бендеры (Республика Молдова); Ксения Николаевна Костромина – руководитель воскресной школы старообрядческой общины РПСЦ г. Бендеры (Республика Молдова).

Зарубежные духовные чада приднестровского старообрядческого священника

21. Наталья Васильевна Абакумова-Забунова – к.и.н. (Республика Молдова).

Презентация монографии «Кунича древлеправославная», посвященной истории старейшего старообрядческого села Молдавии

22. Пётр Артёмович Донцов – председатель Координационного совета российских соотечественников в Республике Молдова, начальник управления межнациональных отношений и европейской интеграции Бюро межэтнических отношений Республики Молдова (Республика Молдова)

Взаимодействие старообрядческих общин Молдовы с властью разного уровня

Юбилейные мероприятия к 400-летию протопопа Аввакума

(выступление 10 минут)

23. Виктор Иванович Осипов – директор Музея истории и культуры старообрядчества, секретарь Комиссии по исследованию старообрядчества при Международном комитете славистов (Боровск).

Мероприятия, проведённые Музеем истории и культуры старообрядчества (г. Боровск) в 2020 г.: помощь международного научного сообщества в изучении современного старообрядчества (к 400-летию протопопа Аввакума)

Дискуссия, участники:

1. Екатерина Людке – PhD, доц., Трирский университет, отделение славистики (Германия)

2. Ежи Остапчук – PhD, проф., декан богословского факультета Христианской теологической академии в Варшаве (Польша)

3. Хидэаки Сакамото – PhD, председатель Общества исследователей старообрядчества Японии, Университет Тэнри, член Комиссии по исследованию старообрядчества при Международном комитете славистов (Япония)

4. Цутому Цукада – секретарь Общества исследователей старообрядчества Японии, член Комиссии по исследованию старообрядчества при Международном комитете славистов (Япония)

5. о. Сергий Краснопёров – наставник Каунасской старообрядческой общины ДПЦ (Литва)

6. Иван Пряхин – исследователь старообрядчества (Австрия)

7. Светлана Валерьевна Бураева – д.и.н., в.н.с. Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН (Улан-Удэ)

8. Кирилл Яковлевич Кожурин – к.филос.н., доц. РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург)

9. Денис Сергеевич Ермолин – к.и.н., учёный секретарь Музея антропологии и этнографии РАН (Кунсткамера), председатель старообрядческой общины ДПЦ д. Лампово (Санкт-Петербург)

10. Николай Витальевич Шабуров – к.культурологии, проф., директор учебно-научного Центра изучения религий РГГУ (Москва)

11. Людмила Геннадьевна Жукова – к.культурологии, проф., учебно-научный Центр изучения религий РГГУ (Москва)

12. Сенюткина Ольга Николаевна – д.и.н. , проф., руководитель Научно-исследовательской международной, междисциплинарной лаборатории «Историческая компаративистика, регионоведение и развитие восточно-азиатских территорий» Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова

13. Рябова Екатерина Александровна – магистрант, Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова

14. Идзуми Миядзаки – PhD, доцент, Государственный технологический колледж Тояма (Япония).
Tags: МГУ, РПсЦ, беспоповцы, история, конференция, наука, старообрядчество
Subscribe

  • Друзья из Боснии в музее

    Все знают, что я люблю ездить на Балканы, но я еще люблю, когда Балканы приходят "ко мне"! 🙂 9 сентября супруга моего друга-однокурсника Кости П. -…

  • Еще интересная зарубочка...

    В музее обещали начать отправлять сотрудников в состояние "без з/п и стажа" с завтрашнего дня...Сегодня пришла новая информация-решения отложены до…

  • Новости работы

    Сегодня читал лекции об истории появления и сюжете "Повести о Петре и Февронии Муромских" перед экскурсиями в "Палатах бояр Романовых". Постарался…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments